Политология БрГТУ
Политология - По алфавиту:
Беларусь в системе международных отношений. Геополитический потенциал РБ.
Геополитические теории новейшего времени. Глобализация.
Государственная власть как доминирующая в обществе.
Государство как основной институт политической системы: его признаки, структура, функции.
Идеология современного белорусского государства.
Избирательное право и избирательная система Республики Беларусь.
Избирательные системы, их достоинства и недостатки.
Институализация политической науки. Политические теории новейшего времени.
Институты государственной власти Республики Беларусь.
История возникновения геополитики.
Легитимность и легальность политической власти.
Общественно-политические объединения Республики Беларусь.
Общественные объединения, их признаки, функции и типы.
Особенности политической культуры Республики Беларусь.
Политика как предмет политологии: специфика, функции, структура.
Политическая власть: понятие и структура.
Политическая модернизация в Республике Беларусь.
Политическая модернизация: понятие, пути и виды.
Политическая социализация: сущность и этапы. Политические роли.
Политическая элита, её типы и функции.
Политические воззрения древних народов и мыслителей средневековья.
Политические интересы: понятие и типы.
Политические конфликты: структура, функции, типы, способы урегулирования.
Политические кризисы и войны: понятие и типология.
Политические партии, их признаки, функции и типы.
Политический процесс, его фазы и субъекты.
Политический режим авторитарного типа.
Политический режим демократического типа.
Политический режим тоталитарного типа.
Политическое лидерство, его функции и типы.
Политическое поведение, политическое участие и неучастие: их причины и формы.
Политология в системе общественных наук. Её функции и методы.
Понятие политической коммуникации, её субъекты и виды.
Понятие, структура и функции политической системы.
Понятие, структура, типы и функции политической культуры.
Понятие, сущность и функции политической идеологии.
Правовое, демократическое и социальное государство и гражданское общество.
Система международных отношений: основные субъекты, тенденции развития.
Системы политического представительства интересов: выборы и референдумы.
Средства массовой информации и их роль в системе политической коммуникации Республики Беларусь.
Типология политических систем.
Формирование гражданской концепции политики мыслителями эпохи Возрождения.
Формы административно-территориального устройства государства.
Формы государственного правления, их достоинства и недостатки.
Характеристика коммунистической и социал-демократической идеологий.
Характеристика либеральной и консервативной идеологий.
Характеристика политического лидерства и элиты Республики Беларусь.
Эволюция общественно-политической мысли Беларуси и России.
Политика - сложное структурное образование, отражающее различные процессы и явления общественной жизни. Она включает в себя множество взаимосвязанных между собой элементов объективного и субъективного порядка.
Функции политики.
1. Функция управления заключается в разработке основных направлений экономического, социального, политического и духовного развития общества.
2. Прогностическая функция политики состоит в определении перспектив общественного развития, в создании различных моделей будущего состояния экономики, политической системы, культуры общества.
3. Интеграционная функция политики сводится к объединению различных групп общества на основе возвышенных идей, интересов и ценностей.
4. Мобилизационно-организаторская функция выражается в мобилизации материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения экономических, социальных и других задач, которые стоят перед обществом.
5. Идеологическая функция политики проявляется в разработке определенного общественного идеала.
6. Воспитательная функция политики нацелена на активное включение человека в политическую жизнь, на его социализацию..
7. Инновационная функция политики нацелена на творческое осмысление политической действительности, способов и методов ее изменения.
Структура политики:
В соответствии с первой типологией в структуре политики выделяются: политическое сознание, политические институты и политические отношения. Политическое сознаниеотражает явления, процессы, законы и тенденции развития политической действительности.Политические институты- это совокупность организаций и учреждений, упорядочивающих политические и другие отношения общества с помощью материальных и идеальных средств. Политические отношениявыражают устойчивые связи между гражданами и властью, между большими и малыми социальными группами, между государством и гражданским обществом.
В основе построения второй типологии структуры политики находятся важнейшие сферы общественной жизни: экономическая, социальная и культурная политика. В свою очередь, каждая из них имеет сложное строение. Так, экономическая политика подразделяется на промышленную, сельскохозяйственную, финансовую политику, политику в области транспорта, связи и т.д. Социальную политику можно дифференцировать на политику в области здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания. Культурная политика включает в себя политику в области образования, науки, искусства и т.д.
Третья типология структуры политики в зависимости от масштаба, направленности и содержания решаемых задач подразделяется на внутреннюю, внешнюю и международную политику.
UP!
Политология - комплексная наука о политике во всех ее проявлениях, интегрирует и синтезирует выводы из других наук.
Политику как особую сферу изучают многие науки:
- политическая философия (занимается исследованием фундаментальных основ политического бытия),
- политическая история (изучает политические события в хронологической последовательности),
- политическая социология (занимается исследованием механизмов взаимодействия между обществом и политической сферой).
- политическая психология (изучает субъективные механизмы политического учения)
- политическая география (взаимосвязь политических процессов с геофакторами)
- политическая антропология (исследует генезис политики на ранних стадиях развития общества).
Функции политологии.
1. Теоретико-познавательная.
2. Регулятивная/инструменталистская
3. Методологическая
4. Аналитическая
5. Воспитательная
6. Прогностическая
7. Мировоззренческая
Методы политологии.
1. Институциональный
2. Сравнительный
3. Исторический
4. Социологический - направлен на выявление зависимостей от социальной структуры общества
5. Нормативно-ценностный
6. Системный - направлен на изучение политической системы
7. Функциональный - анализ механизмов политической системы
8. Бихевиоралистический (поведенческий)
9. Антропологический - базируется на обосновании политики природой человека.
UP!
Политическая наука выросла из рационализма.
Особенность этапа:
1. Воззрение древних народов имеет мифологические истоки. Этап называется протонаучным.
2. Все попытки осмыслить мир осуществлялись преимущественно в религиозно-мифологической форме. Отсюда идея божественного происхождения существующих отношений власти, порядка.
3. Возникает теория идеального государства.
4. В качестве объекта познания рассматривались конкретные формы правления, государства.
5. Весь этот период доминирует этическая оценка политики. Появляются понятия политической справедливости, правильной политики. Цель правильной политики - достижение общего блага.
6. Теоретически разработаны все современные формы государственного устройства.
7. Произошло юридическое обоснование концепции мирового государства, политики - по принципу "разделяй и властвуй".
8. Теоретические трактовки политики оставались в русел философии и основывались на понимании государства как единого.
Платон:
Идеальное государство - это то, где существует четкое разделение труда, и каждый занимается тем делом для которого рожден.
Главная идея Платона - человек ради государства.
Аристотель:
1. Человек - животное, наделенное разумом.
2. Мудрецы - правители.
3. Люди невежественны, должны подчиняться закону.
UP!
Формирование основных идей происходило религиозными мыслителями.
Религиозная концепция: Государство - творение божье. Сотворение государства похоже на сотворение Богом мира. Цель государства - вести людей к начертанной Богом цели.
Намеченные в древности контуры политического научного знания были развиты и обогащены виднейшим политиком и ученым эпохи Возрождения Макиавелли. В своем главном труде «Государь» он определил политическую науку как науку о государстве
UP!
Основные направления современной политологии:
· Социологическое изучает явления политики в контексте и через призму анализа общества во всей сложности и многообразии его социальной структуры и процессов.
· Институционализм изучает устойчивые формы организации и регулирования общественной, в том числе и политической жизни. Основное понятие - “политический институт”
· Системно-функциональные концепции политики исследуют политику и ее институты с точки зрения их места и значения в обществе.
· Теория демократии сложила современное учение о правовом государстве, гражданском обществе , правах и свободах человека.
· Теория бюрократии исследует вопросы легитимации бюрократической власти, о соотношении бюрократии и демократии.
· Концепция тоталитаризма исследует вопросы превращения личности в автомизированного индивида, представителя “массы”, сплачиваемого в коллективные социальные дела с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции; отрицается ценность личности и человек рассматривается как момент в движении к некой коллективной цели.
Основные проблемы, рассматриваемые современной политологией:
· Механизм формирования политической власти и ее влияние на процесс принятия политических решений.
· Поведение социальных групп и отдельных граждан во время избирательной компании.
· Процесс формирования политических установок и общественного мнения.
· Механизм формирования и функционирования политических партий и общественно-политических организаций.
· Деятельность государства и проблемы бюрократии.
· Сущность, функции и формирование политической культуры и др.
Современная политическая наука проходит в своем развитии несколько этапов:
I этап: конец XIX- 40-е гг. XX века.
Связан с именами М. Вебера, Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса, М. Острогорского, Э. Дюркгейма. Они развивают социологическое направление, исследующее взаимодействие политики с социальными отношениями.
Вебер изучал политику с позиций социокультурных факторов развития (ценности, идеалы, верования). Он рассматривал политику как особый вид человеческой деятельности и особую сферу жизни, которая формируется с возникновением государственно-административного аппарата. М. Вебер также анализировал проблемы теории власти, ее легитимности, проблемы бюрократии, лидерства.
II этап: конец 40-х - до второй половины 70-х годов XX века.
На этом этапе происходит послевоенная поведенческая революция. Главное положение бихевиоризма - политология должна изучать непосредственно наблюдаемое индивидуальное и групповое политическое поведение с помощью строго научных методов.
В 1950-70-е гг. начинает широко применяться системный и структурно-функциональный анализ политики. Д. Истон создает теорию политической системы.
IIIэтап начинается с середины 70-х годов
и характеризуется поиском новых парадигм развития политической науки.
Парадигма - это обобщенная характеристика специфических подходов к анализу и объяснению политики. Парадигма дает модель постановки исследовательских проблем и их решений.
UP!
UP!
Политическая власть - это способность и возможность всех субъектов политики оказывать свое влияние на политический процесс общества.
Источник: авторитет, сила, закон, богатство, знание, харизма, тайна и др.
Субъект - тот, кто обладает возможностью влиять на другого и добиваться своих целей (государство и его органы, политические элиты и лидеры, политические партии, общественные движения).
Объект - тот, кто выстраивает свое поведение в соответствии с требованиями субъекта (индивид, социальная группа, класс, страта, масса)
Функции: господство, организация, регуляция, мобилизация, координация, управление, правление и контроль,
Ресурсы:
1. Экономические
a. Материальные ценности, необходимые для общественного производства.
b. Деньги
c. Продукты питания
d. Плодородные земли
e. Полезные ископаемые
2. Социально-политические
a. Численность населения и его качество.
b. Социальное единство
c. Социальная стабильность и порядок
d. Демократизм общественных отношений
e. Участие населения в политике
f. Патриотизм гражданского типа
3. Морально-идеологические
a. Идеалы
b. Интересы
c. Убеждения людей
d. Законы
e. Традиции
f. Мифы
g. Идеология
h. Общественное настроение.
i. Чувства.
4. Информационно-культурные
5. Силовые
a. Принуждение
b. Насилие
UP!
Легитимность - это признание обществом законности, правомерности официальной власти. Легитимность отражает убежденность людей в праве данной власти управлять этими людьми.
Типы легитимность (по Веберу):
1. традиционная - основывается на вере людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе статус традиции, обычая, привычки.
2. харизматическая - основана на популярности политического лидера
3. рациональная - опирается на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти.
Легитимность, которая означает поддержку власти со стороны широких слоев населения, является самой заветной целью всех политических режимов. Именно она в первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти.
Предпосылки поддержания легитимности:
1. Постоянное совершенствование законодательства и государственного управления.
2. Создание политической системы, легитимность которой настроенная на традициях населения.
3. Личные харизматические черты политического лидера.
4. Успешное осуществление государственной политики.
5. Поддержание законности и порядка.
6. Осуществление постоянных контактов с населением.
Легальность власти - это ее нормативно-правовая закрепленность, узаконенность в соответствующих гос документах. Легитимность и легальность власти чаще всего сопутствуют друг другу в периоды стабильного функционирования общества, когда политика осуществляется с учетом общественного мнения
UP!
Государственная власть - это осуществление власти и контроля посредством права и принуждения на политическое общество, которое составляет государство на определенной территории.
Структуру государственной власти составляют:
1. Субъект (государство в лице его органов);
2. Объект (подвластные, население государства);
Свойства государственной власти:
1. Силой, на которой она базируется, является государство
2. Государственная власть публична.
3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны.
4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.
5. Государственная власть обладает прерогативой (исключительным правом) на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм.
Государственная власть правового государства разделяется на законодательную, исполнительную и судебную.
Исполнительная власть - ветвь власти, которая осуществляет функции управления на основе действующих законов и нормативных актов. Исполнительная власть принадлежит либо президенту - главе государства, и правительству (в т. н. президентских республиках), либо главе государства (в парламентских странах).
Законодательная власть - власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти - парламент.
Судебная власть. Органы судебной власти разрешают правовые споры между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов).
UP!
Полит. система - совокупность институтов госуд. власти и общественных объединений политич. отношений и действий, ценностей, ф-ций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление общества.
В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.
Институциональная подсистема включает политические институты и формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной, исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе.
Регулирующая подсистема регулирует формирование и деятельность полит институтов и функционирование полит системы общества в целом, базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах.
Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Субъектами этих отношений являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть: ее завоевание, удержание, реализацию.
Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит институтов, политико-правовых норм, совершенствования полит отношений и всей полит системы.
Функции полит. систем:
1.Властно-интеграционная (объединение в общественное целое);
2.Целеполагающая (определение целей и задач развития общ-ва);
3.Организаторская(мобилизация ресурсов для достижения целей);
4.Регулятивная(объяснение и оправдание политич. решений, обеспечение деятельности политич. институтов).
UP!
Французский политолог Ж. Блондэль различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:
- либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений;
- коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;
- традиционные политические системы, управляемые олигархиями с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;
- становящиеся политические системы в развивающихся странах с авторитарными средствами управления;
- авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами.
Классификация политических систем необходима, так как политическая наука изучает не одну систему, а проводит сравнительный политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особенное в их структуре, функциях и механизмах функционирования.
UP!
Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.
Характерные черты демократического режима:
· суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, регулярно проводимыми.
· Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.
· Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное.
· Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
· политический плюрализм, благоприятные условия для развития гражданского общества.
nbsp;
Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.
UP!
Появление тоталитаризма связано со вступлением общества в индустриальную стадию развития, что привело к созданию системы массовых коммуникаций, усложнению общественных связей и организаций, создало возможность для всеобъемлющего контроля над личностью.
Характерные черты тоталитаризма:
· всеобъемлющий контроль государства над обществом;
· доминируют административно-командные методы управления обществом;
· жесткая централизация и регламентация политической жизни;
· глава государства и правительства - лидер, представляющий интересы правящей партии или узкой группы лиц; он не подотчетен гражданам;
· власть манипулирует общественным сознанием и поведением;
· фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод;
· наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия в главное средство политической борьбы. Принцип “запрещено все, что не разрешено властью”.
UP!
Авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во всех политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.
Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, ограниченность политического выражения общественных интересов.
Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.
Авторитарной политической системе присущи следующие черты:
· автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
· Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
· опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
· Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям,
· Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.
· Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
UP!
Государство считается ядром политической системы, вокруг которого вертятся другие политические институты.
Государство - это исторически сложившийся политический институт, обладающий верховной властью на территории страны, призванный обеспечить безопасность и права граждан, а так же управление страной.
Признаки государства:
1. Территория (земля, недра, воды, воздушное пространство)
2. Население (люди проживающие в стране, осознающие себя единой общностью со своими общими интересами, потребностями и целями и «интенсивной солидарностью»)
3.nbsp; Суверенитет (верховенство власти внутри и независимость во вне)
4. Наличие аппарата государственного управления
5. Государственной право
6. Представительные формы
7. Распорядительные ограны (президент, премьер-министр, правительство, судебная система, надзорно-контрольные органы)
Структура государства:
1. Органы государственной власти - законодательной и исполнительной.
2. Органы охраны правопорядка и органы правосудия (милиция, внутренние войска, суд, прокуратура).
3. Органы, обеспечивающие внутреннюю безопасность страны.
4. Органы, обеспечивающие внешнюю безопасность страны (армия, управление внешней разведки, таможенная служба, федеральная пограничная служба).
Функции:
1. Внутренние (обеспечение разнообразных интересов населения внутри страны)
1.1. Политическая (поддержание полит. стабильности общ-ва, реализация полит. курса, одобренного
гражданами)
1.2. Организаторская (обеспечение взаимодействия всех звеньев общественной системы)
1.3. Экономическая (стимулирование и регулирование эконом. деятельности)
1.4. Правовая (установление правовых норм, поддержание правопорядка и законности в общ-ве)
1.5. Социальная (удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование
общественных отношений)
1.6. Культурно-воспитательная охрана и обогащение историко-культурнонго и духовного наследия
общ-ва)
2. Внешние (установление взаимовыгодного эконом., полит., культурн., военного сотрудничества с
др. государствами)
2.1. Оборонная
2.2. Дипломатическая
2.3. Внешнеэкономическая
2.4. Силовая
UP!
Под формой государственного правления понимается организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две основные формы государственного правления: монархию и республику.
Монархия - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, императора, шаха, царя и т. п.).
Существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные) монархии. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебных сферах
Отличительной особенностью конституциональной монархии является ограничение власти монарха парламентом.
Республика - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Выделяют три основные разновидности республики - президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Президент сам формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом.
В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом
Смешанная форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.
UP!
Формы территориального устройства:
· Унитарное государство
· Федерация
· Конфедерация
· Империя
Унитарное государство - это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую Конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство. Для унитарного государства характерна высокая степень централизации власти. Административно-территориальные единицы таких государств не обладают признаками государственности и суверенитета.
Федерация ? это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью (штатов, республик, земель). Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Один из важнейших принципов федеративного устройства - это равноправие всех субъектов федерации.
Конфедерация - союз суверенных государств, образуемые для совместного решения определенных задач экономического, военного и социального характера. Государства?члены конфедерации - сохраняют государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. Конфедерация - неустойчивая форма государственности и обычно либо эволюционизирует в федерацию, либо распадается.
Империи - государственные образования, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, а также разнородный этнический и культурный состав населения. Для империй характерна захватническая политика, угнетение и эксплуатация подчиненных и зависимых народов.
UP!
Государство - основной институт политической системы. Государство - высшая форма политической власти, в которую входят:
- органы законодательной власти.
- исполнительно-распорядительные.
- судебная.
- органы общественного порядка надзорные органы
Государство обладает качественными признаками:
1) территория: земли, недра земли, воздушное пространство, воды.
2) население. Каждый человек проживающий на данной территории + иностранные граждане.
3) суверенитет - верховная власть. Определяющий элемент. Означает верховенство власти внутри государства (монопольное право издавать законы, собирать налоги) и независимость во вне. Власть способна создать положение быть независимым наравне с другими государствами.
4) публичная власть. Власть, которая рассматривается отдельно от общества. Власть которая не совпадает с населением, а персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением.
5) Монополия на правотворчество, издание законов, взимание налогов
Основные черты.
Парламент избирается гражданами страны, это высший орган в государстве. Парламент формирует правительство, контролирует его, издает законы, утверждает к исполнению.
Правительство сохраняет исполнительную власть до тех пор пока пользуются доверием парламента. Парламент может выразить правительству вотум недоверия, что влечет отставку правительства (падение кабинета) или роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Официально руководитель правительства является первым лицом государства. Он является первым лицом государства.
UP!
Парламент (Национальное собрание) является представительным и законодательным органом. Он состоит из Палаты представителей и Совета Республики.
Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов. В Республике Беларусь исполнительная власть представлена республиканскими органами исполнительной власти: Советом Министров (правительство), государственными комитетами, министерствами, а также органами исполнительной власти регионов (областей) и города Минска.
Правительство Республики Беларусь -- Совет Министров -- центральный орган государственного управления.
Правительство обладает следующими полномочиями:
·nbsp; руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
· разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
· разрабатывает и представляет Президенту для внесения в парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
· обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, денежно-кредитной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
· выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь;
Президент Республики Беларусь является главой государства. Президент избирается сроком на 5 лет на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент Республики Беларусь наделен широкими полномочиями:
· определяет внутреннюю и внешнюю политику Республики Беларусь;
· создает органы исполнительной власти, определяет содержание и основные направления деятельности;
· с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
· формирует Правительство Республики Беларусь, назначает и освобождает заместителей Премьер-министра, министров, принимает решение об отставке Правительства;
· вправе отменять акты Правительства Республики Беларусь и приостанавливать действие актов исполнительной власти;
· формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, формирует Администрацию Президента;
· является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил.
UP!
Под общественным объединением понимается совокупность равноправных граждан, добровольно объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации своих прав.
Выделяют 2 основные формы объединений:
· Общественные организации;
· Общественные движения
Общественные организации являются стабильными социальными образованиями, имеющими устав, управленческий аппарат, постоянное членство с уплатой денежных взносов.
Под общественной организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и координированных действий на основе определенных процедур и правил.
К общественным организациям относят:
профессиональные союзы; союзы предпринимателей; кооперативные организации; молодежные организации; женские организации; творческие союзы.
Общественные движения представляют и защищают интересы граждан; объединяют граждан, помогая им обрести сторонников и единомышленников; способствуют решению отдельных соц. проблем; оказывают влияние на формирование общественного мнения.
UP!
Партия - добровольно созданное объединение граждан, нацеленное на получение и осуществление власти. Главный признак партии - участие в выборах.
Политическая партия имеет свои отличительные признаки:
- систематичность, долговременность, эффективность
- наличие устава, программы деятельности(идеологии)
- организационный признак - наличие организационной структуры
- борьба за власть
- поддержка народа или его части
Функции партии:
1) посредническая - партия посредник между гражданами и властью
2) представительство интересов - партия формулирует интересы граждан в своей программе
3) объединение - объединяет соц группы, слои
4) электоральная - выдвижение кандидатов, организация избирательной компании
5) политическая социализация
6) осуществление власти
Типология партий:
1. Кадровые - когда избирательное право ограниченно, партия возникает для победы на выборах как средство выражения интересов господствующего класса.
2. Массовые - многочисленны, ориентируются на членские взносы, чаще всего имеют ярко выраженную идеологическую направленность, занимаются пропагандой и воспитанием масс
По месту:
1. Правящие - стремятся сохранить существующий строй
2. Оппозиционные
По характеру действий:
1. Революционные - стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях.
2. Реформаторские - выступающие за умеренные изменения в общественных отношениях.
3. Консервативные - сохранение основных черт современной жизни.
4. Реакционные - восстановление старых структур.
UP!
UP!
Политический процесс - это деятельность всех субъектов политики, посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества.
Субъекты ПП:
- основные - это представители закона, исполнительной и судебной власти, административные органы, осуществляющие управление.
- неосновные - это политические партии, движения, не наделенные официальными полномочиями.
Фазы политического процесса:
1. Изучение политических проблем и интересов социальных групп.
2. Определение политических приоритетов.
3. Разработка концепции моделей, программ общественного развития, принятие политических решений и их оценка.
4. Организация механизации и контроль за исполнением решений.
5. Оценка субъектов политики, эффективность и их корректировка.
· Режим функционирования. Характеристики:
o Режиме функционирования.
o Консервативность политической системы.
o Механизмы господства, воспроизводящие сложившеюся политическую систему без обновлений ее структуры, без нововведений.
· Режим развития характеризуется:
o Непрерывные качественные
o Гибкая открытая инновация.
· Режим упадка.
o Застой политической жизни.
o Нестабильность в обществе.
UP!
Политическая элита - это составляющее меньшинство общества, обладающая высокой профессиональной компетентностью, соответствующими нравственными качествами, подготовленностью к выполнению управленческих функций на различных уровнях политической системы. Взаимоотношения между политической элитой и остальными гражданами общества характеризуются не столько господством и подчинением, сколько управленческими отношениями, строящимися на согласии, взаимоуважении и авторитете власти. Элита появляется естественным путем в обществе.
Типы элит:
1. правящая, непосредственно обладающая государственной властью, и оппозиционную (контрэлита);
2. открытая, рекрутирующаяся из разных социальных групп, и закрытая, воспроизводящаяся из собственной среды.
Функции:
- стратегическая: разработка стратегии и тактики развития общества, определение политической программы действий.
- коммуникативная: предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.
- организаторская: осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.
- интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политических и экономических систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур.
UP!
Политический лидер - авторитетная, обладающая особыми политическими, деловыми, профессионально-нравственными качествами и полномочиями личность, способная объединять и мобилизовать людей (социальные группы, государственные и общественные институты) на достижение социально значимых целей. Политические лидеры крупного масштаба чаще появляются в кризисные, переломные периоды общественного развития.
Функции политического лидерства:
- организационно-управленческая;
- коммуникативная;
- мобилизационная;
- интегративная.
Типы лидерства (классификация М. Вебера):
- традиционный (вожди племён, монархи);
- рационально - правовой (демократический, закреплённый законами страны),
- харизматический (основывается на вере приверженцев в выдающиеся качества и способности лидера).
UP!
?? Тип лидерства - харизматический (основывается на вере приверженцев в выдающиеся качества и способности лидера).
Особенности элиты:
1. Катапультирование из рефератных групп.
2. Элита не профессиональная
Черты элиты:
1. Закрытая элита
2. Маргинальная
3. Социальная
UP!
Выборы - это способ формирования органов власти в демократических гос-вах. Этот способ представляет собой процесс делегирования своих полномочий избирателями своим представителям. Выборы появились в середине 19 века.
Функции выборов:
1. Определения содержания политики.
2. Создание чувства сопричастности (что имеют власть над выборами).
3. Контроля (помогают определить согласие или несогласия).
4. Эффективная возможность политического образования граждан.
5. Механизм артикуляции интересов.
6. Барометр общественного мнения (показатель политической жизни)
7. Функция легитимации власти.
Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.
Референдум - важнейший институт прямой демократии. Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина.
Виды референдумов:
- конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки)
- законодательный (предмет референдума - проект закона),
UP!
Избирательная система - это совокупность норм, правил, приемов, процедур, определяющих пути формирования представительных органов.
1. Мажоритарная - победителем на выборах признается кандидат, получивший установленное большинством голосов в избирательном округе.
Недостатки:
a. Партия, имеющая меньшую поддержку в обществе, может победить.
b. Округа могут нарезаться определённым образом.
c. Местничество
d. 2 тур требует дополнительных материальных средств.
Достоинства:
e. Универсальность
f. Позволяет избирателю личные достоинства и недостатки кандидата.
g. Обеспечить победившей партии место в парламенте
h. Формирование крупных партий и блоков.
2. Пропорционального представительства интересов (применима, если в обществе действует несколько партий)
Особенности пропорциональной системы:
· Выборы проводятся в многомандатных избирательных округах;
· Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список;
· Каждая политическая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей;
«+»:+Стимулирует многопартийность;
+Более адекватно, нежели мажоритарная система, отражает политическую волю избирателей и расстановку политических сил в стране.
«-»:-Система выгодна партийной верхушке, отчуждает от политики рядовых партийцев и партийный электорат;
-Депутаты зависимы от своих партий, а не от избирателей;
-Практически невозможно установить для каждого округа такое кол-во мандатов, которое обеспечивало бы действительную пропорциональность;
-В парламент избираются представители многих партий, что затрудняет формирование правительства, негативно отражается на его стабильности.
3. Смешанная. В данной системе тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.
UP!
В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь. Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.
Глава государства - Президент Республики Беларусь избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку которого собрано не менее 100 000 подписей избирателей.
Парламент Республики Беларусь - Национальное собрание Республики Беларусь - состоит из двух палат. Нижняя палата Парламента - Палата представителей - состоит из 110 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь сроком на 4 года. Кандидатом в депутаты может стать достигший 21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории государства.
Верхняя палата Парламента - Совет Республики - является органом территориального представительства и состоит из 64 членов, 56 из которых избираются на 4-летний срок на основе косвенного избирательного права депутатами местных Советов депутатов Республики Беларусь от шести областей и города Минска; 8 членов Совета Республики на такой же срок назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.
Депутаты местных Советов депутатов избираются населением страны на срок 4 года. Кандидатом в депутаты местного Совета депутатов может стать обладающий пассивным избирательным правом гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет, проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета.
Правовую основу избирательной системы Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь; Избирательный кодекс Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов» и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь выборы обеспечивают избирательные комиссии.
Кандидаты в депутаты могут выдвигаться тремя способами: от трудовых коллективов, от политических партий и путем сбора подписей избирателей.
UP!
Политическая коммуникация - обмен информацией и общение в обществе между социальными субъектами
Отправитель или коммуникатор формулирует идею в голове, отбирает информацию и создает сообщение. Затем кодирует его знаки и далее выбирает канал и передает получателю. Получатель декодирует и формулирует отклик и тогда начинается обратная связь. Если в этой цепи есть разрывы, то коммуникация не случается.
Виды политической коммуникации.
· Коммуникация между элементами внутри политической системы.
· Коммуникация между нормативными коммуникациями (формальными) и неформальными.
Субъекты политической коммуникации.
1. Президент РБ (Новая левая идея. Рыночный социализм. Союз с Россией. Антизападничество. Газеты. Получатели)
2. Лидеры оппозиционных сил (Сообщение - реформирование страны)
3. Журналисты.
Способы политической коммуникации.
1. Устные печатные
2. Политические заявления
3. Письма к власти
4. Политические дебаты
5. Политический дискурс
6. Политические скандалы
7. Усиление политического влияния моральными методами
8. Политический юмор
9. Ложь, обман, полуправда.
UP!
СМИ - институт, созданный для информирования граждан о процессах в обществе и мире, формирования общественного мнения, о деятельности власти и выполнения других функций. К СМИ относят: периодические издания, радио, телевидение, электронные системы. СМИ называют четвертой властью.
Существуют следующие модели воздействия СМИ:
1.Рациональная модель (в демократических странах) рассчитана на убеждение. Инф-ция дается аргументировано, объективно; граждане доверяют полученной инф-ции.
2.Иррациональная модель (эмоциональное воздействие) используется при авторитарных, тоталитарных режимах. Для нее характерно насыщение политической инф-ции мифами, идеологией, догмами, стереотипами, официальными выговорами в ущерб достоверных фактов. Модель внушает страх, неизвестность в будущем, неприязнь к власти.
Формы современной организации СМИ:
1.частная или коммерческая (СМИ финансируются за счет рекламы и частных пожертвований);
2.государственная (СМИ попадают под контроль экономических или политических господствующих групп);
3.общественно-правовая (финансируется за счет спец. налога, выплачиваемого гражданами).
Способы манипулирования:
1. Прямая подтасовка фактов
2. Замалчивание неугодной информации
3. Распространение лжи и клеветы
4. полуправда
5. Наклеивание ярлыков
6. Ракурсы показа
7. Монтаж различных кадров
8. Развлекательные шоу
9. Сфабрикованные опросы
UP!
Политический интерес - это избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках.
Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.
Типы:
1. общие и частные. Интерес личности Соц. Группа. Соц. группа Страта. Страта Этнос. Этнос Народ. Народ Человечество.
2. объективные и субъективные. Объективный интерес - это стремление к тому, что действительно выгодно данному человеку или группе. Субъективное - то что кажется выгодным самому субъекту.
3. По отношению к тенденции общественного развития:
a. Прогрессивные
b. Реакционные
c. Консервативные
4. По характеру происхождения:
a. Стихийные
b. Осознанные
5. По временному критерию:
a. Перспективные
b. Ближайшие
c. Текущие
d. Постоянные
UP!
Конфликт - это столкновение разнонаправленных , не совпадающих, иногда противоположных сил, их интересов, целей, мнений, способов действий, чревато серьезными осложнениями во взаимоотношениях сторон вплоть до физического взаимоуничтожения. Объект политического конфликта - вопросы власти, распределение ее ресурсов, господство и подчинение и цели политики.
Структура конфликта:
1. Источник конфликта - конфликтная ситуация. Скрытое состояние конфликта, которые потенциально могут вызвать конфликт.
2. Субъекты конфликта - все субъекты политики.
3. Объект конфликта - причины, которые являются причинами разногласия.
4. Инцидент - действие или обстоятельство
Функции??
1. Дезинтеграция системных связей.
2. Усиление конкуренции соперничающих групп.
3. Увеличение конфронтации в политических действиях.
4. Увеличение значимости достижения победы в конфликте во что бы то ни стало, вместо решения реальных проблем.
5. Перерастание конфликтов в кризис, а далее катастрофа.
Типы конфликтов:
По сферам развития:
1. Политические
2. Социальные
3. Экономические
4. Этнические
5. Территориальные
6. Языковые
По числу субъектов
1. Глобальные
2. Межсистемные
3. Региональные
4. Межгосударственные
5. Внутриполитические
6. Между политическими лидерами, деятелями.
Типологии:
1. Конфликт предпочтения
2. Конфликт интересов.
3. Конфликт основных ценностей
Типология внутри политических:
1. Рассогласование власти и ответственности.
2. Рассогласование обязанностей и возможностей субъекта.
3. Конфликт привилегий
4. Расхождение в ценностях и идеалах, в оценке ситуации и перспектив развития страны.
5. Намеренные конфликты сознательного разжигания вражды ради выгоды.
Способы урегулирования конфликтов.
1. Уклонение
2. Сглаживание
3. Достижение компромисса
4. Консенсус - осознанное решение проблемы.
5. Самоликвидация
UP!
Полит. кризис - состояние пол. сист. общества, кот проявляется в углублении и обострении всех конфликтов, в резком усилении пол напряжения. Пол кризис проявляется в падении авторитета правящих кругов, неспособность государства и его органов выполнять необходимые функции, оппозиц. деятельность направлена на ликвидацию данной политической системы. Во всех случаях пол кризис можно рассматривать как переходную систему в новое качество, т.е. как момент развития.
Политический кризис можно рассматривать как переход системы на новый уровень или как создание новой системы, т.е. как момент развития.
Типы:
· внутриполитические
o общенациональные - это революционная ситуация, когда "верхи не могут, а низы не хотят"
o частные
§правительственный кризис (правительство не справляется с ситуацией, либо часть партий выходит из коалиции, парламент отправляет правительство в отставку),
§парламентский кризис (изменение баланса сил в парламенте, когда его решения не поддерживаются большинством избирателей, и назначаются новые выборы, а парламент распускается),
§кризис правящей партии, конституционный кризис (фактическое прекращение действия конституции, которая теряет легитимность).
· межгосударственные.
UP!
Политическая модернизация - процесс перехода различных обществ от традиционного к современному укладу жизни.
Модернизация - универсальный линейный процесс усвоения западной модели развития. Итогом является достижение западной культуры и структуры общества.
Пути:
1. Постепенные длительные реформы сверху (перестройка). Переход чаще всего от военной диктатуры или олигархии. Суть пути: диктатура сама без давления оппозиции решается на проведение реформ. Для этого нужны следующие условия:
a. Наличие серьезного реформаторского потенциала в структурах власти
b. Преобладание правительства над расколотой оппозицией. Причем реформаторы должны доминировать над консерваторами, а умеренные должны преобладать над радикалами.
Причины провала: непоследовательность в их проведении, реформатор оказывается между радикальной оппозицией и консервативным окружением.
2. Смещение режима. Чаще бывает эффективным при переходе к демократии от диктатуры личной власти. Диктатура очень быстро терпит крах. Условия:
a. Отсутствие серьезного реформаторского потенциала в структурах власти
b. Преобладание оппозиции над правительством.
Абдикация - это добровольное отречение авторитарного руководства от власти и передачи ее лидерам партии или движения, пользующихся всеобщим авторитетом.
Реплейсмент - насильственная революция, вооруженная смещение режима.
3. Замещение. Преобладание умеренных политиков над радикальными, структура власти в оппозиции. Умение вести переговоры и сотрудничать.
Виды модернизации:
1. Западная - результат естественной эволюции западного общества. Выросла органично.
2. Объединение структур общества путем колонизации - результат разрушение местных традиций, культуры, структуры общества.
3. Догоняющие - реформы правящие сверху. Попытка внедрить образцы западного устройства на неорганичном для них социокультурном фоне. Результат - столкновение различных реальностей в форме конфликта в культуре. Осуществляется болезненно, противоречиво, носит циклический характер. Недостаточно эффективно по результатам.
4. Гибридная.
5. Социальная трансформация - поиск эффективных структур жизни на основе собственной традиции в условиях конца 20 - начале 21 века. Результат - успешная трансформация без изменения социокультурной идентичности.
6. Глобальная модернизация.
UP!
Особенности в РБ:
1 обострение проблем легитимности диктатур.
2 высокие темпы экономического роста в 60-х привели к увеличению жизненных стандартов, росту доли среднего класса.
3 изменение политического курса влиятельных политических сил.
4 развитие СМИ.
UP!
Политическая культура - это совокупность знаний, ценностей, установок, убеждений, ориентаций, традиций и норм политической жизни, моделей и образцов поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политики в данном обществе.
Элементы политической культуры:
1. Культура политического сознания - Это совокупность распространенных в обществе теорий, идей, воззрений, выражающих отношение людей к политическому строю, политической системе, политическим процессам и явлениям.
2. Политический опыт и традиции.
3. Культура политического поведения.
4. Политическая символика, язык, мифы, этика.
Типы:
1) тоталитарная - запрещено всё, кроме того, что разрешает и поощряет власть
2) авторитарная - Разрешено всё, кроме политики
3) демократическая - Разрешено всё, кроме того, что запрещено законом
Ф-ии:
1) Полит социализация
2) познавательная
3) коммуникативная
4) нормативно-ценностная
5) интегративная
6) воспитательная
Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества.
UP!
Главными государственными символами являются флаг, герб, гимн, конституция, столица страны. Ритуал - торжественное произнесении клятв при инаугурации, парады войск, почетные караулы, возложение венков, невербальные жесты.
Политическая культура Беларуси имеет свои особенности, обусловленные историческим опытом страны, национальными традициями, противоречиями «переходного» общества (авторское мнение):
а) патернализм (характеризуется устойчивыми убеждениями граждан в «отеческой опеке государства над своими подданными);
б) неразвитость гражданского общества и сильные проявления правового нигилизма в политической жизни;
в) недостаточный для функционирования демократии уровень политического опыта, политических знаний и навыков у большинства граждан;
Нынешнее состояние ПК белорусского общества негативно сказывается на его демократическом переустройстве, социально-экономическом, политическом и духовном развитии. Это свойственно переходному периоду от тоталитаризма и авторитаризма к демократии.
UP!
Политическая социализация - процесс усвоения личностью соц-полит. знаний, ценностей и традиций, образцов и норм поведения, необходимых для сознательного, добровольного и эффективного участия в управлении обществом.
Политическая социализация осуществляется в каждом конкретном обществе, в каждом государстве, независимо от формы правления. Благодаря этому процессу новые поколения граждан приобщаются к политике.
Этапы
1 этап: семья, школа, образовательный процесс, ближайшее окружение, СМИ. На этом этапе человек получает некоторые представления о политике, дух. культуре, образцах общественно-полезного поведения, государственном устройстве, политических деятелях.
2. юный гражданин открывает для себя роль власти как соц. явления, получает систематизированные представления о полит. жизни, полит. предпочтениях, ценностях и нормах.
3. от 18 до 30 лет, когда совершеннолетний гражданин получает право участия в выборах органов гос. власти и некоторых высших должностных лиц. Непосредственное и опосредованное участие в полит. жизни ускоряет процесс социализации, наполняет его более глубоким и осознанным смыслом. Человек обретает способность свободно самоопределяться в системе полит. отношений, самостоятельно принимать решения об участии (или неучастии) в политике.
UP!
Политическое поведение - суть выражения активности людей (положительная или отрицательная: участие или неучастие в каких-то политических кампаниях, согласие или несогласие с теми или иными политическими акциями властей) в политической сфере жизни.
Под политическим участием принято понимать деятельность граждан, направленную на легитимацию, т.е. формирование институтов власти, определение содержания проводимой правящей группой политики и осуществление контроля за ее реализацией.
Причины включения индивида в политику:
1.те или иные состояния человека
2.достижение определенного культурно-образовательного уровня.
3.доступность информации.
4.способность государства (полит. структур и институтов) к принудительному включению граждан в сферу политики.
Формы политического участия:
1. формы активного участия:
a. в осуществлении власти или противодействии ее осуществлению
b. в деятельности формальных общественных организаций (партии, молодежные политические организации и т.д.)
c. в деятельности неформальных организаций и движений (народных фронтов и т.д.)
d. в выборах и проведении избирательных кампаний (электорат) и референдумах;
e. в публичных манифестациях политических взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы, влияние на других людей с целью изменения их взглядов и действий и навязывания им своих.
2. пассивные, или иммобильные:
a. неучастие в политической деятельности, обусловленном низким уровнем общественного развития;
b. политической выключенности как результате заорганизованности политической системы из-за низкой эффективности этой деятельности, разочарования в ней;
c. политической апатии как форме неприятия политической системы (после чужеземного завоевания, оккупации, разгрома и подавления массовых социальных и политических движений);
d. политическом бойкоте как выражении враждебности к политической системе и ее институтам.
UP!
Полит идеология - относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политич. отношений (индивиды, социальные группы, классы, нации, общество) осознают свои политич.позиции и интересы, которыми они оправдывают свой политические устремления.
Непременным компонентом полит. идеолигии явл. политич. программа. Она формулирует общественные цели, идеалы и ценностные ориентиры, а также определяет пути и способы их утверждения. Политич. идеология явл. одним из важнейших компонентов политич процесса. Вне идеологии не бывает политич действия.
p>
Функции политич.идеологии :
1.легитимация власти (контридеологии легитимируют право на госуд.власть оппазиционных сил).
2. мобилизующая и иртеграционная функция (обединение людей в социальное целое).
3.критическая функция (идеологи обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров).
4. когнитивная функция (идеология несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией).
5.конструктивная функция (проявляется при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике).
6.Нормативная ф-ция (в ней фиксируется политико-идеологический императив, с которым сверяются практические пректы,содержатся политические орентиры-нормы,которых следует придерживатся).
В идеологии либерализма одно из центральных мест занимает положение о неограниченных возможностях человеческого разума, способного не только осмыслить политические процессы, но и предложить новые модели национального переустройства общества.
Важным условием полной реализации творческих возможностей человека выступает индивидуальная свобода. В качестве универсально значимых средств общественного прогресса назывались: частная собственность, свободное предпринимательство, конкуренция. Роль государства либералы сводили лишь к функциям надзора, охраны общественного порядка и защите страны от внешней опастности.
В центре внимания неолибералов оказалась проблема роли государства в экономической и социальной жизни. Важнейщей функцией государства является социальная защита граждан, защита предпринимательства, рынка от монополии.
Консерватизм - это социально-политическое движение, ориентирующееся на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политической жизни, традиционных ценностей.
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ сформировался в середине 70-ых годов 20 века. В его основе - 2 идеи: необходимость ограничения индивидуализма и идея укрепления единства нации. Во власти должны быть только элитарные слои общества. Неоконсерваторы выступают за сохранение прочных позиций государства и политической власти.
Мнар отн-ия - сов-ть связей и взаимодействий между различными субъектами Мнар политики, направленных на реализацию целей и интересов как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Субъекты:
1 нац гос-ва т.к. обладают суверенитетом и могут реализовать нац интересы
2 группы и союзы государств
3 Мнар организации
4 общественные организации и движения
5 полит общественные лидеры
6 транснац корпорации.
Международные отношения хар.-ся рядом черт, отличающих их от др. отношений в обществе:
· Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений;
· Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики (полииерархия);
· Отсутствие единого центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политического решения (полицентризм);
· Главное значение для решения международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.
Дипломатич отнош со 164 странами. Представлена в ООН, ОБСЕ, СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, МВФ, ЮНЕСКО и др.
В СЕ выступает только в качестве наблюдателя.
Состоит в организациях:
· организация черноморского экономического сотрудничества
· совет гос-в балтийского моря
· программа ЕС «Восточное партнерство»
· и др
Особенности:
· колебания между однонаправленностью на Россию и многовекторностью
· утопичность внешних проектов
· РБ - не субъект, а объект мир.отнош.
· Дипломатич.отнош есть, но нет инвестиций
Влияние РБ на мировые полит процессы минимально и не адекватно нац. интересам, соц-эконом и воен-полит потенциалу.
Геополитика - наука о географической обусловленности различных политических процессов.
В начале XX века сила и влияние государств в значительной мере зависели от географического положения страны, численности населения и ее природных богатств. Поэтому в то время геополитика рассматривала земное пространство как наиболее важный ресурс.
Геополитика появляется в конце XIX в., когда немецкий географ Фридрих Ратцель (1844-1904) и его ученики создали дисциплину, призванную изучать отношения между географией и политикой, основываясь на положении страны, занимаемом ею пространстве и ее границах. Во времена «Третьего рейха» подобные идеи привели соотечественника Ф. Ратцеля - Карла Хаусхофера (1869-1946) к опасной теории «жизненного пространства», что в значительной степени дискредитировало научный статус геополитики. К. Хаусхофер, один из авторов классического определения самого термина “геополитика”.
Традиционная геополитика делает акцент на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов в захвате чужих территорий, является по Хаусхоферу географическим разумом государства.
Со второй половины XX века предметом рассмотрения геополитики стали прежде всего такие явления и понятия стратегической географии как холодная война, военно-стратегический паритет, позже также - глобализация, многополярный мир, а также в широкий обиход вошли понятия сверхдержава, великая, региональная, ядерная, космическая, экономическая, спортивная держава применительно к государствам, выделяющимся по комплексу или отдельной характеристике и имеющим влияние на другие страны.
Геополитика - наука о географической обусловленности различных политических процессов.
Глобализация - это понятие характеризует процесс интернационализации экономических, социальных и политических отношений в современном мире.
Существуют различные интерпретации приоритетов в процессах глoбализации. В качестве доминирующей тенденции может рассматриваться усиление взаимозависимости мира, и глобальный характер интеграционных процессов, и неизмеримо возросшее количество коммуникаций, и, наконец, усиление «прозрачности» государственных границ.
Глобализация заключается в ослабевании национальных государств и способствует изменению и сокращению их суверенитета. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.
Здесь представлены комментарии некоторых спортивных состязаний, а также оценка вопросов, сыгранных в телевизионных клубах "Что? Где? Когда?" России и Беларуси. Особое внимание будет уделено игровым видам спорта (футбол, хоккей). Найдут для себя полезное и любители шахмат и шахматной композиции.
Здесь представлены лучшие, на наш взгляд, книги по математике, физике, астрономии, информатике, и некоторым другим предметам. Также предлагается подборка научно-популярной литературы и книг по интеллектуальным играм. Здесь указаны ссылки, по которым Вы можете их скачать.