Двумерные массивы

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Двумерные массивы

Одномерный массив можно представить как линейную структуру, в которой элементы следуют друг за другом. Однако бывают более сложные структуры данных. Например, двумерные массивы, которые можно описать как таблицу, в ячейках которой располагаются значения. Для обращения к данным массива указывается номера их строк и столбцов. Часто табличные массивы называют матрицами.

 

Обычно двумерные массивы на языке программирования Pascal описываются так:

array [1..m, 1..n] of базовый_тип

Однако можно их описывать и по-другому:

array [1..m] of array [1..n] of базовый_тип

При этом описание может быть в разделе type и тогда создается новый тип, который можно использовать при объявлении переменных. Или массив может быть описан непосредственно в разделе переменных. m и n – это константы, их можно опустить и вставить конкретные значения, но лучше так не делать. Обычно подразумевают, что в интервале от 1 до m определяется количество строк, а в интервале от 1 до n – количество столбцов массива.

1 вариант – описание массива через раздел type:

const

            M = 10;

            N = 5;

type

            matrix = array [1..M, 1..N] of integer;

var

            a: matrix;

2 вариант – описание массива в разделе переменных:

const

            M = 10;

            N = 5;

var

            a: array [1..M, 1..N] of integer;

При использовании третьего варианта описания лучше сначала определить некоторый тип одномерного массива (строка двухмерного массива), который затем используется при описании двухмерного массива:

type a = array[1..10] of byte;

var b: array[1..100] of a;

Для обращения к элементу двухмерного массива необходимо указать имя массива и в квадратных скобках через запятую – значения двух индексов (первый указывает номер строки, а второй – номер столбца), на пересечение которых стоит элемент (например, a[i,2]:=6). В языке программирования Pascal допустимо разделение индексов с помощью квадратных скобок (например, a[i][5]:= 7).

Если описывается двумерный массив как типизированная константа, то при задании значений его элементов он рассматривается как массив массивов. При этом в общих круглых скобках через запятую перечисляются заключенные в круглые скобки значения элементов строк (каждая строка в своих скобках):

type

            arr = array[1..4, 1..3] of integer;

const

            cords: arr = ((1,-1,3), (0,0,0), (1,4,0), (4,-1,-1));

Рассмотрим простой пример работы с двумерным массивом. Сначала заполним его данными, а затем выведем их на экран в виде таблицы.

var

    matrix: array[1..3,1..5] of integer;

    i, j: integer;

 begin

    writeln ('Введите 15 чисел: ');

     for i := 1 to 3 do

        for j := 1 to 5 do

            read (matrix[i,j]);

     for i := 1 to 3 do begin

        for j := 1 to 5 do

            write (matrix[i,j], ' ');

        writeln

    end;

 readln

end.

Размерность массива (т.е. количество содержащихся в нем значений) определяется произведением количества строк на количество столбцов. В примере выше в массив помещается 15 значений.

Когда пользователь вводит очередное число, то процедура read считывает его и помещает в ячейку с текущими индексами i и j. Когда i равна единице, значение j меняется пять раз, и, значит, заполняется первая строка таблицы. Когда i равна двум, значение j снова меняется пять раз и заполняется вторая строка таблицы. Аналогично заполняется третья строка таблицы. Внутренний цикл for в общей сложности совершает 15 итераций, внешний только 3.

Как пользователь вводит значения – не важно. Он может их разделять либо пробелом, либо переходом на новую строку.

 Вывод значений двумерного массива организован в виде таблицы. Выводятся 3 строки по 5 чисел в каждой. Внутри строк числа разделяются пробелом.

На самом деле, это не совсем корректно написанная программа. Мы несколько раз используем цифры 3 и 5. А что если мы захотим поменять размерность массива? Придется просмотреть всю программу (представьте, что она очень большая) и исправить значения. Это неэффективно. Поэтому в программе следует использовать константы. В случае чего их значения можно поменять всего лишь в одном месте.

Вторая проблема – это «кривость» выводимой на экран таблицы значений матрицы, в случае если есть значения разной разрядности (однозначное, двузначное и т.д. числа). Неплохо бы под каждое число отводить равное количество знаков.

Вот так может выглядеть подправленный вариант программы:

const

    M = 3;

    N = 5;

 

var

    matrix: array[1..M,1..N] of integer;

    i, j: integer;

 begin

    writeln ('Введите 15 чисел: ');

     for i := 1 to M do

        for j := 1 to N do

            read (matrix[i,j]);

     for i := 1 to M do begin

        for j := 1 to N do

            write (matrix[i,j]:5);

        writeln

    end;

 readln

end.

Критические заметки

Здесь представлены комментарии некоторых спортивных состязаний, а также оценка вопросов, сыгранных в телевизионных клубах "Что? Где? Когда?" России и Беларуси.  Особое внимание будет уделено игровым видам спорта (футбол, хоккей). Найдут для себя полезное и любители шахмат и шахматной композиции. 

Читать

Лучшие книги

Здесь представлены лучшие, на наш взгляд, книги по математике, физике, астрономии, информатике, и некоторым другим предметам. Также предлагается подборка научно-популярной литературы и книг по интеллектуальным играм. Здесь указаны ссылки, по которым Вы можете их скачать.

Перейти к книгам